Китайская тушь — краска для письма и рисования, отличается от туши, изготавливаемой на Западе.
Тушь в узорчатых брусочках изящной формы сама по себе является произведением искусства и изготавливается из сажи от сжигания разных пород деревьев и клея животного происхождения (рыбий, из бычьей кожи). Также в нее добавляют растительные смолы и масла, животные жиры, пряности и благовония.
Готовая высушенная тушь становится черной и блестящей, для работы ее растирают и разводят водой в разных пропорциях, получая сотни тонов.
Традиционная китайская живопись (гохуа) появилась в глубокой древности. В картинах, написанных тушью на шелке и бумажных свитках, ведущую роль играет линия. Этот принцип роднит живопись с каллиграфией, поэтому оба искусства в Китае развивались в тесном взаимодействии. Картина нередко сопровождается стихотворной строчкой, что усиливает художественное впечатление и приглашает зрителя войти в мир образов, переданный кистью художника. Так, в отличие от европейских традиций, художник в Китае — часто каллиграф и поэт. Еще одно отличие от западной живописи заключается в специализации. Идея созерцания и медитации, проникновения разума в самую сущность изображаемого заставляла ограничить жанровое своеобразие и тематику картин. Например, знаменитый художник XVIII в. Чжэн Баньцяо всю жизнь рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни.
В китайской живописи существует два широко распространенных стиля письма: гунби и сеи.
Для картин в стиле гунби характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали. Сделав абрис, художник закрашивает рисунок минеральными красками. Такие краски весьма долговечны и создают яркий колер, картины в стиле «гунби» выглядят очень декоративно. В этом стиле работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати.
В картинах, написанных в стиле сеи («передача идеи»), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация. Именно в стиле «сеи» работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения.

[link] [link]